Аналитики странным образом молчат. То есть, ограничиваются статистикой – «в 18 из 20 городов за минувший год цены на недвижимость упали», «по сравнению с 2006 цены на дома упали на 29.1%» и так далее. Прогнозы же делаются с осмотрительностью старых дев в квартале красных фонарей: «исходя из того, что лаг рынка недвижимости составляет два года, можно с уверенностью сказать, что и в 2011 году цены на маркете будут падать», «стагнация ожидает рынок до тех пор, пока на него не поступят foreclosure объекты» и прочие очевидные вещи.
ОК, господа аналитики, позвольте мне, не пускаясь в непрофессиональные дерзкие предположения, обозначить пункты, на которых следовало бы заострить внимание, чтобы составить относительно достоверную «картину мира».
1. Как вернуть pre-bubble prices?
Коллапс рынка недвижимости явился следствием неимоверно вздутых цен. И пока дома не начнут продавать по ценам реальным, они просто не будут продаваться. Остается определить ту самую реальную цену. Как? Очень просто. Банк, отчуждая собственность, сегодня выставляет на аукцион за 40 000 долларов недвижимость, которую в 2006 продал за 100 000. Вот сорок тысяч дом и стоит – реально, не отягощая баланс. Если же он уходит ниже этой стоимости, банк теряет. Выше – наваривает деньги. Хотя, здесь следует оговориться: банк терять не любит, поэтому засылает на аукционы своих казачков, которые, в случае чего, перекупают, не дают сбить цену. Это не самая честная, но вполне обычная практика.
Значит ли это, что мы должны стоять за то, чтобы мораторий на foreclosure был отменен? Отнюдь. Потому что знаем, что в 99 из ста случаев отчуждение собственности происходит незаконно. Но цену-то банк знает! Может ли маркет в наступающем году вернуться к реальным ценам? Да, может. Но только незаконным путем, открыв шлюзы foreclosure.
2. Как подчистить документы?
Что правительство может предложить в качестве меры по узакониванию прав владения собственностью, помимо программы FHA, о сомнительных достоинствах которой мы говорили в одном из предыдущих выпусках «Русского базара»? (Напомню, что пресловутая модификация лона – ни что иное, как новое долговое обязательство, выдуманное Белым домом для того, чтобы банку было удобней отчуждать собственность. Механизм прост: есть некто лендер, который якобы имеет права на ваш дом – после многочисленных незаконных продаж и перепродаж. Он думает, что вы – баран. И чтобы поиметь с вас хоть шерсти клок, нанимает братков под видом адвокатской фирмы, которая начинает бомбардировать вас письмами и звонками с навязчивыми просьбами переоформить лон. Это – провокация. Не поддавайтесь. Но это – совершенно законный путь, придуманный правительством, чтобы вас объегорить).
Но есть и другой путь, о котором пока никто особо не распространяется, но я уверена, что это вскоре станет темой дня. С 2005 года на Википедии имеется страничка «Quiet title», которая объясняет, что это за юридическая операция и в каких именно случаях действия по «очищению» тайтла являются правомочными. В последний раз страничка редактировалась в октябре 2010 года. Угадайте, когда именно в статье появилась поправка, которая предусматривает «очищение» в случаях клерковской ошибки, произошедшей при оформлении права на собственность? Впрочем, гадать не нужно, просто зайдите на сайт и сравните текущую редакцию статьи с первоначальной.
И если в оригинальной версии правомочность процедуры относилась к зависшим на доме линам – долгам по счетам или сервитутам, а также к спорам по землевладению с соседями и муниципалитетом, то сейчас поправка распространяется на ошибки, вроде той, которые совершал попавшийся на этом деле Джеффри Стэфан, GMAC, (по его собственным словам, он подписывал от шести до восьми тысяч аффидавитов на отчуждение домов в день, нимало не сомневаясь в безошибочности своих действий). Или Дэвид Джей Стерн, глава адвокатской конторы во Флориде, который для работы с документами по отчуждению собственности нанимал секретарш с Филлипин и Гуамо, которые не имели представления, что делают - вообще!
Я понимаю, ведь нужно же правительству как-то выкручиваться. Ситуация и впрямь – революционная: низы не хотят платить, а верхи не могут предъявить права собственность – профукали в погоне за длинным рублем. Причем, еще несколько месяцев тому назад правительство могло предугадать существенную разницу в настроениях населения и спровоцировать подавление протеста обманутых, затянутых в страшные жернова форкложур путем натравливания на них тех, кто пока еще платит. Последним обидно – они-то платят и не хотят, чтобы кто-то отвоевал свои дома «задаром»! Но сегодня стравливать два лагеря слишком поздно: количество заемщиков, которые едва сводят концы с концами и перестают платить, стремительно растет. Зашикать тему уже не получится. Хотя информационная война ведется.
Выводы
Как принято в капиталистических странах, государство не следит за экономикой. Зато то, что оно делает сейчас, сильно напоминает социализм. Правительство США начало выкупать крупные страховые компании и банки и заявило о намерении выкупить все «плохие» долги.
А люди, которые уже остались без денег, без имущества, без недвижимости - теперь эти люди должны будут из налогов, чтобы компенсировать эту затею: ведь это будет сделано только за деньги налогоплательщиков. Неужели этот тайный социализм честней, чем открытая национализация банков?
А люди, которые уже остались без денег, без имущества, без недвижимости - теперь эти люди должны будут из налогов, чтобы компенсировать эту затею: ведь это будет сделано только за деньги налогоплательщиков. Неужели этот тайный социализм честней, чем открытая национализация банков?
Может быть, национализация банков – не единственный путь спасения экономики. Может быть, национализация отчужденной недвижимости – не единственный путь спасения семей, оставшихся без крова. Вот, например, очищение тайтла, о котором говорилось выше, - легальная процедура. Нужно только, чтобы она проходила без лжи, без навязывания мертворожденной президентской програмы, которую обслуживает большинство адвокатов, занимающихся foreclosure-кейсами (это – отдельная тема ). Можно и цены на недвижимость вернуть «допузырные», позволив заемщикам выкупить дома по ним. Банки ведь спокойно перепродают друг другу лоны за полцены, и даже за треть. Почему не дать такую возможность людям, которые в них живут? И рынок поднять, и людей не потерять.